Браслеты по праву считаются древнейшим украшением человека. Их создавали из шкур животных, клыков, жил. Их оснащали камнями или клыками зверей. Первоначальная роль такой бижутерии сводилась к защите от злых духов, демонстрации силы. С развитием цивилизации роль подобной бижутерии несколько изменилась. Как именно?
Немного истории
Для мужчин-охотников такое украшение имело практическую пользу, защищая уязвимое запястье от ударов колющих предметов или острых клыков хищников. Аналогичные детали носили на щиколотках с целью защиты от укусов зверей. Современные модные тренды также используют браслеты в виде элемента доспехов. Их принято называть “кафф”.
По мере перехода в бронзовый и железный век люди приобрели навыки обработки металлов. Соответственно украшения из них стали достоянием богатых. Бедняки продолжали носить бижутерию из сыромятной кожи. Аналогичное разделение наблюдалось и в доспехах воинов. Аристократы могли позволить себе железные убранства с драгоценными инкрустациями. В средние века многие правители имели парадно-выходные наряды, оформленные как доспехи и железные нарукавники. Их полностью отливали из драгоценных металлов, оснащали самоцветами. Надевали как часть образа для церемонии, чтобы продемонстрировать богатство и высокий социальный статус.
Для женщин в этот период браслеты не расценивались как защитные элементы. Хотя многие приписывали им магический смысл. Такие украшения защищали от дурного глаза, помогали выносить и родить здоровое потомство. У народа древней Индии они выполняли роль обручального кольца. У кочевых арабских племен являлись собственностью женщины. Соответственно за время брака представительницы прекрасного пола старались максимально украсить себя подобными деталями из чистого золота и серебра. Если в последующем муж изгонял жену, но она имела право уйти только с тем, чтоб на ней было надето.
Оголять руки и надевать на них украшения в Европе стали в 17-м веке. В России эта мода появилась лишь при дворе императора Петра I. Элементы бижутерии были доступны только аристократом. Их надевали по особым случаям - при выходе ко двору, на балы, вечерние приемы.
В 20-м веке разнообразие манжетов стало намного шире. Это было связано с развитием научно-технического прогресса, появлением первых домов мод, глянцевых изданий. Считалось эффектным надевать украшения набором. В него, кроме браслета, входили сережки, ожерелье, перстень, украшения для волос. Для декорирования изделий использовали золото, драгоценные камни, жемчуг. Также наметилась явная модная тенденция по надеванию ювелирных браслетов-часов. Это стало достоянием швейцарских мануфактур часовщиков.
С окончанием Первой мировой войны случилась настоящая революция по части выбора наряда для женщин. Аристократки имели возможность носить любые украшения, самостоятельно выбирать их, сочетать с различными нарядами. По мере снижения экономического благополучия ювелирных домов ввиду мировых экономических кризисов они стали заменять материалы на слоновую кость, черное дерево, эмаль, перламутр, полудрагоценные камни, бакелит. Так появилась первая бижутерия.
После Второй мировой войны наметилась тенденция по созданию ювелирных украшений, которые сегодня интерпретируются как стиль китч. Это были роскошные усыпанные драгоценными камнями браслеты с множеством мерцающих самоцветов и жемчуга. Ввиду ограниченности природных ресурсов многие мировые модные ювелирные дома начали активно внедрять технологии по производству синтетических минералов, искусственного жемчуга. Это позволило создавать эффектные браслеты с минимальным риском для окружающей среды. Подобная тенденция сохранилась и до наших дней.
“Хипповская” эпоха принесла новые разновидности украшений, больше напоминающие по внешнему виду буддистские чётки с разными элементами пластинок, бисера, бусинок. За счет своей простоты и дешевизны они быстро прижились в молодежной субкультуре. Вместе с ними стали популярными простые украшения в виде “дорожки” из крупных бриллиантов. Их надевали на церемонии, для выхода в свет, за покупками, на официальный прием или встречу с прессой.
90-е запомнились смелыми экспериментами по части реализации ювелирного стиля. Визуально такие украшения могли выглядеть как жесткие цельные каффы, смотрелись как элементы коралла, были выполнены в объемных формах с изломанными гранями. Такая бижутерия притягивала взоры.
В 2010-х годах человечество вновь вернулось к минимализму. Современные украшения делают подчеркнуто в легкой, простой геометрии. Золотые тонкие рамки, цепочка с шармами, красная нить, кожаный шнурок стали популярными элементами.
Важные акценты современности
Роль современного браслета сложно недооценить. Ведь его основная задача - подчеркнуть самобытность образа, женственность наряда, привлечь внимание. Соответственно наметилась тенденция с новаторским подходом. Звезды мировой величины не всегда являются постоянными покупателями в мировых ювелирных домов. Часто они обращаются к мастерицам, создающим по индивидуальному заказу бижутерию в стиле хенд-мейд. Это дает возможность подобрать украшения под свое внутреннее состояние, легче и проще выразить его, создать неповторимое настроение. А также похвастаться эксклюзивным браслетом, выпущенным в одном единственном экземпляре.
Отчасти и роль современного украшения связана с возможностью передачи сообщений об эмоциях, социальном статусе. Уровень развития научного прогресса позволяет носить украшения, синхронизированы с гаджетами. Это удобно, чтобы в режиме реального времени мониторить информацию о звонках, сообщениях, данных из мессенджеров, контролировать активность, количество растраченных калорий, рекомендовать физические нагрузки.
Еще одно интересное ноу-хау - парные браслеты, позволяющие отправлять другу или второй половинке сообщения о том, что человек соскучился, испытывает положительные или отрицательные эмоции.